профессионалам
Барби и ее путешествие героини
Фото: Pinterest

Если вы хотите знать больше о таких историях, приходите на 6-недельный онлайн курс
Мамы и Ментальное здоровье



На WildHunt вышла статья о Барби как современной версии путешествия Инанны в Подземный мир - древней шумерской истории о царице, которая откликнулась на зов своей тени.

Впервые с историей Инанны я познакомилась благодаря Вирджинии Бобро из Birthing from Within, а в 2020 мы даже провели 4-недельный курс о работе с историей Инанны в случае травматичного опыта родов.

На самом деле, эту историю первой откопала юнгианский психоаналитик Морин Мердок в 1980х. Тогда все угорали по книге о путешествии героя, которую написал Джозеф Кэмпбелл. Тысячи сценариев для кино от Звездных войн до Аватара созданы по структуре мономифа из книги "Тысячеликий герой".

Морин однажды спросила Кэмпбелла, какой могла бы быть женская версия этого путешествия и он ответил:
"Женщинам нет нужды отправляться в это путешествие.
Во всей мифологической традиции женщина всегда уже была там.
Все, что ей необходимо - это осознание, что она и есть то место, куда все стремятся попасть".


Что Кэмпбелл имел в виду? Мифы, которые он изучал, были о мужских героических подвигах, где нужно завоевать или спасти принцессу. В этом смысле женщина, действительно, и является тем местом, кхм, куда все стремятся попасть.

Но Мёрдок, работая в анализе с женщинами, таким ответом не удовлетворилась и начала собирать мифы, где в центре была героиня, а не герой. И у неё получилось - такие истории тоже есть, а история Инанны одна из древнейших на эту тему.

В книге "Путешествие Героини" Морин Мердок описала путь, который проходит женщина в поисках исцеления своего феминного начала в мире, где культура веками подавляла его. Путешествие героини - это не поиск силы духа, как бывает с героями Кэмпбелла. Женщина отправляется в глубины своей души, попутно исцеляя раны и возвращая себе утраченные части. Так она обретает целостность.

Причем тут Барби?
Сложно поверить, что семейный отряд сценаристов: Грета Гервиг, принцесса инди-фестивалей, и ее муж Ноа Баумбах, сын кинокритиков и звезда интеллектуального кино, не в курсе этой версии.

Из чего состоит путешествие Инанны и героини?
Они немного разные, но суть одна: услышать зов, отказаться, согласиться, отправиться в подземное царство на встречу с тенью ака вытесненными частями себя, умереть и возродиться.

Важно, что это взгляд юнгианской психологии на процесс женской инициации.

Как и путь героя, путешествие героини - это цикл. Одно бесконечно перетекает в другое, где бы ни началось.

Что же происходит с Барби?

Вот базовая структура путешествия героини.

1. Разделение с феминным

Женщина покидает укрытие своей архетипической Матери, где было безопасно. Или не было и тогда это путешествие начинается с отрицания своей связи с женским и материнским. Одни отправляются на поиски успеха и себя самой. Другие хотят, чтобы их воспринимали всерьез и прекратили видеть только как сексуальную цыпочку.

Барби живет в мире, где нет прошлого и будущего. На первый взгляд, это мир победившей феминности. Но, на самом деле, это мир, где ничего не создаётся - а способность из ничего сделать нечто - очень женская, это о сотворении жизни.

2. Идентификация с маскулинным

Чтобы расцвести в мужском мире, женщинам приходится на время отвергнуть свои феминные черты и принять новые правила: не верь, не бойся, не проси и быстрее, выше, сильнее.

В мире Барби полный матриархат, она даже не знает, "где живет Кен", царство розового и девичников и успешный успех всех Барби. Это »матриархат», каким его видят из патриархального мира: все «девочковое» и милое, мужчины - просто объекты. Этакий перевертыш, где все, как в патриархальном мире, но с цветочками: власть, неравенство, равнодушие.

3. Трудности на пути

По дороге к своей цели героиня встречается с препятствиями. Она проходит испытания, добывает новые знания и обучается сложным навыкам. Она ищет баланс между карьерой и личной жизнью. Она доказывает тем, кто считает ее ущербной, что может соответствовать "мужским" стандартам этого мира.

Мы не видим в фильме этот этап, потому что он случается позже, когда Барби отправляется в реальный мир.


4. Иллюзорный восторг от успеха

Когда испытания пройдены, героиня обретает символ своего успеха: диплом, должность или богатство. Супер-женщина, у которой есть все. Синдром самозванки все еще тоже с ней. И порой она задумывается, когда же отпустит и появится чувство абсолютного успеха.

Где-то тут мы застаем Барби в начале фильма: все супер, все в розовом, веселье и радость. Но что-то не то, все пластиковое и как будто не совсем настоящее.

5. Пробуждение в духовной пустоте

Чувство пустоты преследует героиню, несмотря на все успехи. Она чует, что должно быть что-то еще в этой жизни. Она может ощущать, что соратники или система ее предали. Она так старалась, она всего достигла, но нет блаженства. Она наконец-то слышит свой внутренний зов спустя годы игнора. Она задается вопросом, тот ли путь она выбрала, ее ли это решение.

Барби задумывается о смерти и вмиг ее привычный мир рушится - она больше не способно жить в иллюзии: вода мокрая, туфли неудобные, а настроение так себе.

6. Инициация и спуск к Богине

Темная ночь души. Иногда героиня на этом этапе отстраняется от семьи и друзей. Она больше не видит смысла бороться за успешный успех. Пришло время увидеть свою Тень - все, что держит ее от настоящего познания самой себя. Она познает,, каково это - быть, а не делать. Она ищет помощи у старой мудрой женщины ведьмы. Архетип Мудрой Женщины уже есть внутри нее самой. Темный лик мудрой и опасной, знающей Crone. Иногда ей снятся сны о Темной Богине (про это писала другая аналитик Марион Вудман).

Барби отправляется к странной и сломанной Барби, которая уже прошла этот путь и обрела мудрость и знание. Странная Барби подсказывает, что сделать, чтобы вновь обрести себя - отправиться в мир людей и "найти маленькую девочку, которой сейчас очень грустно".

7. Зов восстановить связь с феминным

Героиня просыпается и порой обрывает связи с людьми или институциями, которые подвергают сомнению ее новые открытия. Она исследует связь души и тела, погружается в творчество, очищает себя от прошлого на пути к новому.

Барби не сразу отзывается на зов, наоборот, как часто бывает, она отказывается. Она хочет, чтобы все было, как раньше!
Но, в итоге, Барби открывает для себя мир людей, где открывает море критики в свой адрес: уязвимость,встреча с директорами Маттел, которым все равно, что там хочет "стереотипная Барби" и.. внезапный побег!


8. Исцеление разрыва мать/дочь

Героиня находит свои корни и силу в прошлом. Она воспряла из темноты с новым более глубоким чувствованием себя. Она способна напитывать и исцелять других и может напитываться и исцеляться сама. Она возвращает себе феминное, которое однажды казалось ей проявлением слабости. Теперь она знает свою силу. И эта милая иная, чем у героя-завоевателя. Это сила создавать и исцелять.

Это, конечно, момент встречи Барби с красивой старушкой в лабиринте (!) комнат корпорации Маттел. Эта старушка буквально «мама Барби» - создательница первой куклы. Она благословляет Барби и помогает найти выход из лабиринта.

Тут же Барби встречает замученную жизнью секретаршу и ее дочку-подростка, и восстановление связи мать/дочь происходит еще рази - теперь между ними. Все вместе они отправляются назад в Барбиленд.


9. Исцеление раненного маскулинного

Героиня избавляется от токсичных представлений о маскулинности. Она оставляет нереалистичные представления о мужчинах. Находит связь с отцом и наполняется сочувствием к мужчинам, замечая их раны и слабости.

А в Барбиленде тем временем Кен открыл прелести патриархата и захватил дом Барби)

Барби вдруг обращает внимание на Кена и задается вопросом, где же он раньше-то жил)

Это, пожалуй, моя любимая часть - бесконечное удивление Кена, что можно было жить так, чтобы телочки носили пиво и все тебя любили просто за то, что ты есть.

Кен носит худи I'm Kenough ("меня достаточно") и планирует захват мира Барби.

Тут как будто перевертыш в смысле исцеления маскулинного. Но, на самом деле, если мы вспомним, что Барби живет в типично патриархальном мире, где "вся власть" у девочек, станет ясно, что исцеление маскулинного тут происходит сразу в нескольких направлениях:
1. Барби открывает для себя патриархат и раненную маскулинность
2. Кен открывает свою силу (и уязвимость!)

Напомню ещё раз, что типичное и ошибочное представление о "матриархате" - что это «власть женщин» по аналогии с патриархатом.

Но исследования обществ, где все ещё у женщин есть сила, показывают, что там совсем другое: равенство, систерхуд и всякое внимание к уязвимым товарищам, в том числе и мужчинам, которые не в подчинении, а на равных.


10. Интеграция маскулинного и феминного

Героиня прошла полный цикл. Феминные и маскулинные аспекты личности соединяются в ней. Она обретает целостность и способна искренне любить других. Она вспомнила свою истинную природу. Она проявляется аутентично и больше не скована рамками своих представлений о феминном и маскулинном.

В финале, кстати, нет счастливой лавстори. Что ещё раз подчеркивает, что путешествие Барби отличается от пути героя - она не завоевывает трофей в виде нового умения или целого Кена.
Барби обретает целостность в новой ипостаси человека-женщины. То есть, буквально, перерождается. И обретает… вагину)

Тут немало иронии на тему такого становления женщиной должно быть у сценаристки из Штатов, где уже давно ведутся дискуссии на тему, кто и почему может считаться женщиной. И мне кажется, Грета Гервиг тут намеренно задаёт жару.

Ложка дёгтя)))

Вот тоже интересно, это ещё одна шуточка от Гервиг или само так вышло?

Барби становится женщиной и первым делом.. записывается к гинекологу.

То есть, снова оказывается в мире полной объективации, где ей нужна справочка от врача, что и вагина то у неё есть и с ней все в порядке.

А могла бы пойти на тантру изучать множественные женские оргазмы или там ребеночка родить) Но это уже другая история для другого путешествия)

Хотите знать больше?
Если вы хотите знать больше о таких историях, приходите на 6-недельный онлайн курс Мамы и Ментальное здоровье



Дарья Уткина